Арктическое дизельное топливо
Климатические условия на территории России по-настоящему разнообразны. Здесь есть и теплые субтропики, и зоны с умеренным климатом, и суровые арктические просторы. На каждой территории действуют свои требования в отношении жизнедеятельности, ведения народного хозяйства и эксплуатации техники. Сегодня темой нашей беседы станет арктическое дизельное топливо, предназначенное для эксплуатации в регионах с наиболее суровым климатом.
Низкотемпературные свойства ДТ
Одной из особенностей дизельного топлива является высокое содержание в нем парафинов. Именно они являются причиной того, что в зимний период ДТ застывает, препятствуя нормальной работе двигателя. Кристаллы парафина затрудняют запуск силового агрегата и засоряют детали топливной системы, из-за чего ее эксплуатация становится невозможной. Для того, чтобы обеспечить нормальную работу дизельных двигателей в условиях экстремального климата, необходим контроль основных температурных показателей нефтепродукта.
-
Температурные показатели
Основными характеристиками, которые следует учитывать при выборе сезонного топлива, являются температура помутнения, начала кристаллизации, фильтруемости, застывания и плавления. Контроль параметров позволяет определить при какой температуре в дизельном топливе запускаются процессы потери прозрачности, образования кристаллов ароматических углеводородов, потери подвижности и перехода нефтепродукта из твердого состояния в жидкое. Соблюдение низкотемпературных норм, установленных для каждого вида сезонного топлива, позволяет организовать правильную транспортировку, хранение и применение ДТ во всех регионах России.
-
Способы улучшения низкотемпературных свойств
Основным способом улучшения показателей дизельного топлива является применение депрессорных присадок. Принцип действия антигеля основан на его способности обволакивать молекулы парафина, исключая их увеличение и распространение. Благодаря применению присадок удается сохранить текучесть топлива, гарантировать сохранение смазывающих свойств. Стоит отметить, что применение одних видов присадок включено в производственный цикл, другие используются автолюбителями самостоятельно для улучшения свойств зимнего ДТ. Кроме этого, некоторые владельцы рекомендуют применять в качестве добавок керосин или бензин. Специалисты называют этот метод малоэффективным.
Арктическое дизельное топливо: характеристики нефтепродукта
В связи с тем, что освоение Арктики в последнее время ведется стремительными темпами, вопрос обеспечения отрасли качественным арктическим топливом в нашей стране приобретает все большую актуальность.
-
Особенности арктического топлива ГОСТ
На протяжении многих лет показатели дизельного топлива регламентировались нормами ГОСТ 305-82. Согласно требованиям нормативного документа, к категории арктического топлива относился нефтепродукт, предназначенный для эксплуатации при температуре от -25 до -50°С. Плотность ДТ этой категории должна составлять не более 830 кг/м³, температура вспышки -25°С. ГОСТ арктического топлива регламентирует и концентрацию серы, которая должна быть не более 0,5%. Новым стандартом ГОСТ Р 52368-2005, соответствующим европейским нормам EN 590, арктическим считается топливо 4 класса, с температурой застывания -44°С.
-
Применение арктического топлива
Низкотемпературные свойства топлива обусловили не только область применения, но и достаточно высокую стоимость арктических сортов. В связи с этим оправданным его применение является в условиях экстремально низких температур, т.е. там, где использование топлива других марок остается невозможным. Актуальным арктическое топливо остается для Крайнего Севера и других регионов России с суровыми климатическими условиями. Что касается техники, то ограничений для применения арктического ДТ в данном вопросе нет. Нефтепродукт гарантирует эффективную работу всех видов дизельных двигателей, пригодных для эксплуатации при низких температурах.
Производство арктического топлива ГОСТ
При производстве арктического топлива на НПЗ используется несколько методов: каталитическая депарафинизация, понижение температуры конца кипения и добавление депрессорных присадок. Все они обладают рядом недостатков, среди которых эксперты отмечают отсутствие доступных катализаторов отечественного производства, способных снизить стоимость готового продукта, а также сокращение глубины переработки нефти.
-
Классические технологии производства ДТ
Основным методом получения арктического дизельного топлива остается его получение путем прямой перегонки нефти с выделением дизельной фракции. На следующем этапе на специальной установке производится вторичная перегонка с депарафинизацией, гидроочисткой и компаундированием депарафинированной фракции. Дополнительно для повышения низкотемпературных свойств используются присадки.
-
Альтернативный метод
Наряду с классическими методами перегонки, при производстве арктического топлива может использоваться технология Gas-to-liquids (газ в жидкость). При этом перерабатывающие комплексы устанавливаются в местах непосредственной добычи нефти. Среди преимуществ метода отмечается снижение себестоимости получения арктического топлива, возможность эффективной утилизации попутного нефтяного газа и повышение экологичности процесса добычи и переработки.
В настоящее время объемы производства арктического топлива ограничены 17%. При этом эксперты отмечают, что для нормализации процесса эксплуатации дизельной техники в регионах с суровым климатом этот показатель должен быть увеличен до 30% от общего объема производства ДТ. Вот почему сегодня купить арктическое топливо сложно не только из-за высокой цены, но из-за недостатка горючего. При этом все большее число отечественных производителей заявляет о подготовке новых мощностей, предназначенных для выпуска низкотемпературных сортов, а значит, в скором времени эта продукция появится и в ассортименте ТК «Нефть-Ресурс»!